Все подшипники качения подразделяются на шариковые и роликовые. Те и другие в основном делятся на: 1)радиальные (опорные), предназначенные для восприятия радиальных усилий; 2) упорные (подпятники) — для восприятия осевых усилий и 3) радиально-упорные, предназначенные для одновременного восприятия радиальных и осевых усилий. Все подшипники качения — неразъемные. Их устанавливают на концах вала.

Роликовые подшипники применяют для очень больших нагрузок.

Обычно подшипник качения состоит из колец, между которыми помещаются шарики или ролики, самих шариков или роликов и сепаратора, который их разделяет и удерживает на одинаковом расстоянии друг от друга. Одно из колец запрессовывается в охватывающую деталь (например, крышку электромотора или корпус велосипедной втулки), а другое надевается на охватываемую (например, вал электромотора или ось велосипедного колеса). При вращении охватываемой детали она катится вокруг охватывающей детали на шариках или роликах подшипника.

В этом и состоит, как говорится, «весь фокус».

Шариковые подшипники бывают однои двухрядные. Вторые допускают небольшое отклонение оси вала от оси вращения.

На рисунке 62 показаны основные виды шарикоподшипников- несамоустанавливающиеся: I — радиальный, III — упорный односторонний, V — упорный двусторонний; самоустанавливающиеся: II — радиальный, IV — упорный односторонний, VI — упорный двусторонний; VII — радиально-упорный; VIII — сепаратор для шариков однорядного подшипника.