Трение — весьма тонкий и непростой для понимания процесс.

Вот скажите-ка, могут ли три школьника переместить по двум стальным полосам груз весом 20-25 тонн? Отрицательный ответ на этот вопрос кажется совершенно очевидным. Тем не менее ответ на него будет положительным: да, могут!

Именно о таком случае рассказывает известный советский педагог Макаренко в своей «Педагогический поэме».

Поводом для такого приложения ребячьих сил послужило отсутствие паровоза для подачи под разгрузку железнодорожного состава, в котором детская трудовая колония имени Горького приехала на новое местожительство. И вот, чтобы не ночевать в вагонах, колонисты, по трое на вагон, перекатили целый железнодорожный состав, 45 товарных вагонов (общим весом около 1000 тонн), на расстояние около километра. Но отрицательный ответ на вопрос станет действительно очевидным, если бы этот же груз ребята попытались перетащить волоком.

Каждый человек по собственному опыту знает, что катить груз намного легче, чем волочить его, и для всех совершенно очевидна целесообразность и прямая выгода замены трения скольжения трением качения. Поэтому почти весь наземный транспорт катится на колесах. И только там, где нельзя применить колеса, пока еще применяются скользящие опоры с большой площадью — лыжи для пешеходов, аэросаней и самолетов.

Трение скольжения возникает и во втулке колеса, трущейся вокруг оси. Так вот, если заменить скольжение колеса вокруг оси качением, то сила трения существенно снизится. Этот вывод и привел к созданию подшипников качения — шариковых и роликовых.

Их появление позволило при тех же мощностях значительно увеличить скорости и коэффициент полезного действия машин. В настоящее время подшипники качения в огромных количествах применяются во всех отраслях техники: на станках, приборах, разнообразных машинах-двигателях и машинах-орудиях. Все шире применяют подшипники качения для своих моделей и юные техники.

Коэффициент трения подшипников качения очень мал: 0,005-0,008.

Похожие записи:
  1. иметь
  2. муфта