Упругая дисковая муфта (рис. 64) состоит из двух половин, каждая из которых надевается на конец своего вала и соединяется с другой половиной при помощи 6 или 8 болтов. Отверстия под болты в одной из половин сверлят большего диаметра, так как кроме болтов в них входят еще и кожаные или резиновые кольца-прокладки, которые смягчают удар при включении двигателя. На концах валов половинки муфты крепятся с помощью призматических шпонок.

Кулачковая муфта состоит из двух (реверсивная — из трех) частей. В их торцах, обращенных друг к другу, профрезерованы пазы. Одна из частей муфты может перемещаться вдоль вала и таким образом соединяться или разъединяться с другой, передавая или не передавая ей движение.

Работа кулачковой муфты хорошо видна в коробке скоростей токарного станка. На рисунке 57 показана простейшая кулачковая муфта с двумя кулачками.

Шарнирная муфта Гука (рис. 58) состоит из двух половин — «вилок», насаженных на концы вала с помощью шпонок. Между ними находится кольцо, соединенное с вилками при помощи болтов.

Из разъемных муфт наибольшее применение имеют фрикционные муфты. Они бывают с осевым ()) и радиальным нажатием (2) (рис. 59). Первые требуют постоянного нажатия в течение всего времени передачи движения, это нажатие осуществляется пружиной.