Червячная передача, как правило, является самотормозящейся, то есть передача вращения в ней производится только от червяка к колесу. Это позволяет использовать ее в грузоподъемных машинах — лебедках, подъемных кранах, тельферах — без применения тормозных устройств.

В зависимости от скорости вращения червячные передачи разделяются на тихоходные и быстроходные. Быстроходные применяются главным образом для уменьшения большого числа оборотов мотора в грузоподъемных и транспортных устройствах. Быстроходные передачи должны выполняться очень тщательно и из высококачественных материалов.

Ременные передачи — это передачи гибкие. Они соединяют два колеса (шкива), расположенные на расстоянии друг от друга. Передача вращения происходит за счет трения между ремнем и шкивами.

Достоинством передачи является возможность соединения шкивов, расположенных не только на значительных расстояниях друг от друга, но и под различными углами.

Недостатком передачи является проскальзывание ремня, что не обеспечивает постоянства передаточного отношения.

Если расстояние между шкивами невелико, то для уменьшения проскальзывания ремня его ведущую ветвь (ту, которая идет от двигателя) нужно прижать при помощи натяжного ролика (леникса). Он ставится также при большой разнице диаметров шкивов (большом передаточном числе) и увеличивает угол охвата ремнем меньшего шкива. Основные виды плоскоременных передач приведены на рис. 67.