Автомат-заводчанин
Среди новой техники все более заметное место занимают всевозможные автоматы, в том числе и упомянутые выше роботы. На заводе-строителе возможности их применения просто огромны.
Благодаря роботам — резчикам, гибщикам, сварщикам — доля ручного труда при постройке кораблей и судов быстро идет на убыль. Этот процесс вытеснения ручного труда происходит вследствие ускорения темпов работы и укрупнения элементов, из которых собирают корпус. В цехах и на стапеле выполняется много работ по подъему, перемещению, фиксации всевозможных тяжелых предметов — листов обшивки, заготовок набора и тому подобного. Это как раз и вызвало роботы к жизни.
Нельзя добиться высокой производительности труда на заводе, где рядом существуют автоматические линии, станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры — и работники, вооруженные ломами и кувалдами.
Роботизация пробивала себе дорогу в промышленность не один десяток лет. На автомобильном заводе в г. Милуоки (США) «предки» современных роботов клепали рамы легковых машин уже в 1921 году. Тридцать лет назад в нашей стране заработал целый завод-автомат по производству автомобильных поршней. Но все же это еще не была роботизация.
И теперь понятно почему: время не пришло! Не было еще всех тех элементов, приборов, механизмов, которые вывели сегодня роботов «в люди», — микропроцессоров, мини-ЭВМ и прочего.
В самом деле, чем можно было тогда заменить микропроцессорный управляющий блок размером с коробок спичек, высоконадежный, способный в течение сотых долей секунды формировать сотни команд управления роботом, станком, автоматической линией? Да ничем.
Такие объемы вычислений и формирования команд, с такой скоростью тридцать лет назад были просто невозможны.