В основе автоматизации, как Вы уже знаете, лежит принцип программирования. Еще до конструирования любого автомата надо точно определить его действия и как он будет их выполнять, чтобы потом не возникла необходимость «дополнять» эти действия разумом и руками человека.

Такие требования вполне возможно удовлетворить, если речь идет, например, о погрузке-разгрузке: стандартный вагон, в нем в заведенном порядке уложены уже упомянутые ящики с консервами. На одном и том же расстоянии от вагона размещен ленточный транспортер.

У его противоположного конца — открытый трюм судна, в котором ящики ставятся также в строгом порядке. Между транспортером и трюмом находится робот.

Такая неизменная система условий, в которых будет работать робот — автоматический погрузчик, позволяет сделать его надежным и относительно недорогим.

А в чем, собственно, дело? В жесткой программе. Такая программа реализуется простыми алгоритмами; в ней все действия и переходы между ними находятся в постоянном, неизменном порядке.

Это выглядит, скажем, так: захват опускается на ящик сверху — лапы сходятся — ящик отрывается от поддона — поворот на 90°…. И так далее.

Но не только роботы-грузчики должны нас интересовать. В порту, на заводе и на судне есть много дел и для других автоматов-роботов. Так, представляется весьма широкой область применения роботов с дистанционным управлением, например для выполнения операций, которые трудно или невозможно автоматизировать.

Человек-оператор наблюдает, скажем, на телевизионном экране объекты и с помощью командоаппаратов (кнопок, рычагов, тумблеров) управляет роботом. Нетрудно также представить такую картину на ледоколе с атомной энергетической установкой.

Именно в реакторном отсеке используют дистанционно управляемую машину для замены отработанных тепловыделяющих элементов.

Роботы с дистанционным управлением схожи с так называемыми промышленными роботами, иначе — манипуляторами. Область их применения особенно широка на судостроительных заводах и в портах.

Конечно, нужны они и на самом судне — в трюме, в реакторном отсеке, при заделке пробоины в подводной части корпуса.