..Можем взмыть, и гресть, и мчать, и взнесть, и гнать, Можем греть, и гнуть, и печь, и ткать, и рыть, Можем вплавь, и вглубь и ввысь, и вдаль и вспять, Можем петь, считать и говорить!

Р. Киплинг. Секрет машин

Дальше и быстрее! Таким был и остается один из главных лозунгов, под которым развивается мореплавание.

Возрастает число кораблей и судов, находящихся в море, все напряженнее становится судоходство. Но за право плыть по голубым дорогам морей и океанов природа все еще берет «дань» — кораблями, судами, грузами и жизнями моряков.

Велика ли эта дань? Вот цифры: в 1982 году, по данным Регистра судоходства Ллойда, погибли по разным причинам около 200 кораблей и судов, потерпели аварии, но все же спаслись более 1500.

Всего же за исторический период погибло около миллиона «пенителей моря». В этот жестокий счет

не входят шлюпки, яхты и другие малые суда. Число жертв моря не поддается учету, но можно сказать уверенно, что их было не один десяток миллионов.

Стихии, случайности, ошибки — вольные или невольные, пираты, бои, опять стихии… Вот краткий перечень причин, нам известных.

Что ждет корабли в будущем?

Но ведь были и неизвестные. Были и есть.

Ежегодно бесследно исчезают несколько кораблей и судов — и это в наш век электроники, навигационных спутников и радиосвязи! Только за последние 200 лет мореплавания таких тайн — тысячи. Конечно, по отношению к общему числу кораблей и судов во всем мире число погибших и потерпевших аварию невелико. Доли процента!

Но, во-первых, это все равно много, так как за каждым случаем — трагедия. Во-вторых, этого вообще не должно быть!

Поэтому и сейчас, и в будущем одна из главных задач мореплавания — повышение его безопасности.