Береговые центры управления будут оснащаться супер-ЭВМ и такой управляющей техникой, которую устанавливать на судах и кораблях нерационально — слишком она дорогая и сложная. Таковы вычислительные системы, представляющие собой несколько (иногда несколько десятков) мощных ЭВМ с централизованным управлением.

Следует отметить, что связь с берегом всегда имела важное значение в мореплавании, с тех пор как эта связь стала возможной. На корабль шли радиограммы с сообщениями о погоде, навигационных опасностях,

Далекое близкое

об изменениях планов, ожидаемых грузах, а с борта судна, в свою очередь, — сообщения о месте нахождения, грузах, планах. В случае необходимости на помощь кораблю приходили буксиры-спасатели, использовались вертолеты, самолеты.

При внешнем управлении тонкий ручеек сведений в каналах связи вырастает до размеров полноводной реки. И таких «рек» будет столько, сколько судов в море. Пожалуй, не хватит пропускной способности эфира…

Нет, беспокойство это напрасное. Потоки замкнутся через спутники связи. Кроме того, возможна передача информации не только радиосигнала, но и с помощью лазерных устройств. У них пропускная способность и избирательность гораздо выше, так как частота колебаний электромагнитных волн в луче лазера на несколько порядков выше, чем у радиоволн. Возможны варианты. Над этой проблемой еще придется поработать, чтобы помощь кораблям и судам сделать регулярной, своевременной, действенной.

Внешнее управление будет внедряться постепенно, и один из первых этапов будет централизация и диспетчеризация управления кораблями и судами в самых судоходных районах морей и океанов — в проливах. Ведь обстановка в проливах Ла-Манш, Па-де-Кале, Бельт и других бывает пострашнее, чем на улицах большого города.

Как же будет осуществляться управление?

Входя в зону действий (регион), каждое судно дает о себе знать, включается в канал связи и начинает передавать данные о своем месте, курсе и скорости в региональный центр. Там эти сведения сверяют с данными технических средств, контролирующих судоходство в регионе, — радиолокаторов, радиопеленгаторов, гидроакустических станций, спутников и береговых наблюдателей. Сравнив данные (это нужно для контроля — вдруг кто-то ошибается!), управляющие машины центра выработают наиболее безопасные и экономичные курсы и скорости расхождения и передадут данные на суда. А те — исполнят решения. Опять контроль, опять команды — и так до выхода судна из региона. Нужда в таких системах острая.

Пока таких систем нет. Есть «человеческое» управление: диспетчер смотрит на экран радиолокатора и дает советы-указания капитанам или лоцманам.

Но автоматизация уже властно стучится в двери — ее время настало.