Директор и дисплей
Сейчас уже есть комплексно-автоматизированные системы управления заводом. Такая «АСУ-завод» состоит из технических средств и хорошо подготовленных операторов.
Всевозможные датчики и устройства ввода поставляют в АСУ сведения о состоянии всех подразделений завода и строящихся объектах — судах. Эти сведения обрабатывают в ЭВМ — суммируют, сравнивают с эталонными (плановыми), рассчитывают все их стоимостные показатели. Результаты в виде цифр и графиков высвечиваются на экранах дисплеев и печатаются на бланках. Экран и бланк — перед глазами операторов.
В роли операторов выступают теперь и руководители завода — директор, его заместители, начальники служб и подразделений.
Конечно, система управления не должна действовать по принципу «Всем сообщаю обо всем». Еще при проектировании «АСУ-завод» определяется, кто и что должен делать, кому и что надо сообщать. Поэтому директор получает обобщенные сведения о всех этапах строительства, а начальник механического цеха — только сведения о выполнении «его» плана, но, конечно, более подробные, чем директор. Руководитель более высокого ранга имеет возможность в любой момент времени нажатием клавиши получить с экрана своего дисплея самую полную информацию о подчиненных ему подразделениях. В таких зависимостях и проявляются ставший классическим для сложных систем принцип иерархического управления.
Значит, главная задача «АСУ-завод» — сделать связи внутри производства быстрыми, достоверными, разгрузить операторов от «мелочей жизни», оставив, однако, незыблемыми их права и обязанности по принятию решений — вплоть до изменения плана производства (текущего, на определенное время).
Напомним, что автоматизация производства требует резкого повышения квалификации всех его участников — независимо от места в иерархии. Действительно, ведь и рабочий, и директор по-прежнему должны знать свое дело, да еще и прибавилось требование знать и уметь использовать управляющую технику.
Но если эти требования выполнены, то выигрывают все — от рабочего до директора. Их труд становится более организованным, производительным, совершенным.
И дело не только во временном или «физическом» выигрыше. Не менее важно удовлетворение от хорошо сделанной работы.
Тогда появится естественное желание сделать еще лучше, узнать еще больше — словом, получат приоритет те стимулы, которые делают нас лучше, умнее, добрее.