Дальние плавания недаром называют походами, подчеркивая их сходство с военными экспедициями — с их опасностями, сражениями, неизвестностью… Поэтому вплоть до запрещения в 1856 году каперства1 торговые суда были вооружены не хуже, чем военные корабли.

Галеасы, когги, каравеллы

Владельцы торговых судов стремились прежде всего к увеличению их грузовместимости. Поэтому усовершенствования касались прежде всего трюмов, закрытий, креплений грузов и прочего. Именно этим отличались появившиеся в период 1000-1100 годов нашей эры нефы и когги. Галеасы и галеоны тех же лет — это военные, чисто гребные корабли. Лучше всего мы знакомы сейчас с коггами — им повезло!

В 1962 году близ Бремена найден когг, построенный в 1380 году. Его грузоподъемность 130 тонн, по-видимому, это было рыболовное судно.

Самое важное изобретение, касающееся управления кораблем в средние века, — латинский косой парус. В отличие от прямого паруса он позволил ходить в лавировку, то есть использовать не только попутный, но и встречный (противный) ветер.

Галеасы, когги, каравеллы

В XV веке появляются округлые, «полные», солидные корабли — и нередко с несколькими мачтами. Вошли во всеобщее употребление конструкции чисто парусных кораблей с кормовым рулем.

Их обшивка делалась вгладь, а не внакрой, как было раньше; возросло число разнообразных по назначению снастей, на палубах были установлены давно использовавшиеся на суше грузовые стрелы и лебедки с вертикальным барабаном — шпили. Всем известен один из типов корабля этого периода — знаменитая каравелла.