Принятие решения — не только наука (то есть то, чему можно научить), но и искусство (конечно, в узком смысле этого слова, то есть высокая степень мастерства в любой сфере деятельности человека).

А в искусстве роль обучения — вторая после способностей самого человека, которыми он наделен от природы. Короче, нужны таланты! Поиск этих талантов ведут многие организации и отдельные люди.

Ищут в учебных заведениях и непосредственно на рабочих местах. Ищут, конечно, не «готовый продукт», а «полуфабрикаты», чтобы упорными занятиями подготовить тех самых операторов, без которых любая система управления судном всего лишь «неживая материя«.

От оператора, особенно от стоящего на самой вершине иерархии управления судном, требуется очень многое. Помимо знаний нужен еще характер, проявляющийся в способности действовать в экстремальных случаях — шторм, оказание помощи, авария… Но и этого мало: ведь надо не просто действовать, а действовать правильно, наилучшим образом, в непредсказуемой обстановке, когда нет времени задуматься и нельзя ошибиться! Жесткие требования. Но сам факт в основном безаварийного и стабильного мореплавания — доказательство того, что таланты есть, найдены, «стоят» у пульта управления. Хотя бывает всякое, в том числе и самое худшее…

Но редко, вероятность таких исходов мала, а противостоящая ей надежность управления велика. И будет повышаться.