Искусство собирать кубики
Главные двигатели раньше ставили на корабль после спуска на воду — на плаву. Теперь их все чаще собирают в процессе постройки корпуса — так экономятся труд и время.
И вообще на современных судостроительных заводах как можно больше работ стремятся выполнить за стапельный период. В это время доступнее все «уголки» корпуса корабля. Более того, в последние годы все шире применяется именно метод сборки, а не постройки корабля. Различие заключается в том, что на стапель поступают не просто блок-секции корпуса, которые потом надо насыщать деталями устройств и систем, а блок-модули, готовность которых близка к 100%: так, если это жилые помещения, то в них даже мебель установлена, не хватает только занавесок на иллюминаторах и лампочек в патронах светильников.
Например, в роли такого блок-модуля выступает вся многоэтажная кормовая надстройка, причем ее масса может достигать нескольких сотен, а то и тысячу тонн.
И дело не только в смелости и разумности руководителей-организаторов, конструкторов и технологов. Ускорение и удешевление постройки судна опираются на новую технику — например, блок-модули на стапель доставляет козловой кран грузоподъемностью 1000 тонн.
А если вспомнить всевозможные сборочные площадки, приспособления, роботы? Без них идея сборки корабля из больших «кубиков» была бы просто фантазией.