Принято говорить о трех поколениях промышленных роботов. Разделение ведется в зависимости от типа систем управления. Первое поколение мы уже отчасти описали — это роботы с жестким программным управлением.

Они делают свое дело «от и до»: только то, что заложено в программе. Второе поколение- адаптивные роботы. Эти роботы обладают гибкостью, позволяющей решать более широкий круг задач.

Роботы третьего поколения содержат системы управления, имитирующие человеческий интеллект. Они наделены «чувствами» — датчиками формы, цвета, массы и другими.

Информация от датчиков обрабатывается на ЭВМ, причем робот «узнает» объекта!, с которыми должен работать, «следит» за их состоянием, «проверяет» результаты.

Особо интересно развитие управляющих центров роботов. Роботы первого поколения, как мы уже говорили, плохо приспособлены к перестройке. Но они же имеют важные достоинства!

Значит, надо продолжать поиск путей оптимизации этих роботов. Помимо взаимного приспособления собственно механической части робота (захватов, приводов и прочего) и груза (если речь идет о роботе-грузчике) можно ведь сделать сменное программное устройство: при смене груза и условий его обработки оператор вынимает кассету с одной программой и вставляет на ее место кассету с другой программой, для которой новый груз — «старый знакомый».

Такой робот, конечно, сложнее и дороже жестко-программного, но все же не настолько, насколько робот второго поколения.

У второго поколения роботов есть отдельные свойства и способности как первого, так и третьего поколений. Так, в них используют адаптацию к изменению условий работы, включающую элементы программного управления.

В то же время в таких роботах уже используют «чувствующие» системы, реагирующие, например, на изменение положения обрабатываемого объекта. Третье поколение роботов обладает способностью автономной (самостоятельной) работы в изменяющейся обстановке.

Описанный ранее робот-ремонтник может быть выполнен на уровне любого из поколений:

в первом случае он установлен постоянно возле устья скважины и «ожидает своего часа», то есть аварийной ситуации, при возникновении которой по команде с поста управления немедленно перекрывает скважину;

во втором случае робот обслуживает несколько рядом расположенных скважин, перемещаясь по монорельсовому пути, причем перемещение происходит уже не по команде оператора, а при срабатывании собственного, скажем, акустического, датчика (вырвавшийся из скважины поток газа создает очень сильный шум), после чего робот «поступает» так же, как и в первом случае;

робот-«интеллектуал» (третье поколение) может наблюдать за порядком уже на целом промысле и, при необходимости, самостоятельно приближаться к аварийной скважине и заглушать ее, используя разнообразные инструменты.

При создании такого робота нужно решать очень много сложных задач, подобных задачам автоматизированного управления судном: навигация, безопасность (своя и окружающих объектов) и так далее. Естественно, и сама такая система управления будет очень сложной.