…Бодрых гребцов возбуждая, велел Телемах им скорее Снасти устроить; ему повинуясь, сосновую мачту Подняли разом они и, глубоко в гнездо погрузивши, В нем утвердили ее, а с боков натянули веревки;

Белый потом привязали ремнями плетеными парус;

Ветром наполнившись, он поднялся, и пурпурные волны звучно под килем

Потекшего в них корабля зашумели; он же бежал по волнам,

Разгребая себе в них дорогу…

Гомер. Одиссея, песнь вторая

У кораблей и судов множество профессий. Одни перевозят грузы и пассажиров (например, грузовые, круизные суда, танкеры, лесовозы), другие выполняют различные технические работы (дноуглубительные, буровые, водолазные и другие суда). Всех дел, выполняемых кораблями и судами, не перечислишь — ведь они служат для разных целей.

А реализация конкретной цели и поддержание режимов работы всех элементов корабля — это все задачи управления. Вот мы снова вернулись к этому термину.

Задача управления кораблем в море достаточно сложна, даже если представить его как точку, движущуюся в заданном направлении с определенной скоростью. А если посмотреть на корабль поближе, ведь эта «точка» имеет массу в десятки тысяч тонн, у нее тысячи механизмов и деталей, сотни километров кабелей и многое другое.

В этом случае задача управления из очень сложной превратится в глобальную.

Рассмотрим конкретное судно — лихтеровоз. Это относительно новый тип судна.

Он представляет собой этакий плавучий склад, на стеллажах которого покоятся «коробки» массой 500-1000 т. Каждая такая «коробка» — несамоходное судно, называемое лихтером. Он в состоянии перевозить несколько сот тонн различных грузов — в контейнерах, пакетах, ящиках, навалом и даже жидких (в жестких или гибких контейнерах — оболочках). Лихтеры загружают у причалов, затем буксируют к борту судна, вернее к его кормовому устройству, которое поднимает лихтеры и перемещает в трюм или на палубу — каждый лихтер на свое собственное место. Прощальный гудок, и гигантское судно мчится к пункту назначения, возле которого выгружает лихтеры прямо в море, и они доставляют грузы к причалам (или просто к берегу, не имеющему причалов, — это одно из важных преимуществ лихтеровозов).

КАК УПРАВЛЯЮТ КОРАБЛЯМИ

Попытаемся теперь представить, как таким исполином управляют? Перечислим основные операции управления, т. е. те задачи, которые надо решать.

Вот они: подъем и спуск лихтеров; буксировка, швартовка и погрузка-разгрузка лихтеров на береговой базе; сдача и получение груза; крепление грузов на лихтерах: пополнение запасов топлива, воды, смазочных масел; доставка и хранение продуктов питания для экипажа; мелкий ремонт, окраска; поддержание санитарного режима; выполнение таможенных правил — и еще многое другое.

КАК УПРАВЛЯЮТ КОРАБЛЯМИ

Это все — частные цели и задачи управления. Главная цель — своевременная доставка грузов в порт назначения и в полной сохранности. Итак, есть главная цель и множество частных целей. Но ведь реализация каждой частной цели связана с решением задачи, которая может иметь множество условий.

Так, например, буксировка лихтеров к пункту погрузки-разгрузки может выполняться буксирами, которые лихтеровоз возит с собой. Так надежнее и безопаснее — да и .

Ведь тогда можно обслуживать и те места на побережье, где нет своих буксиров. Значит, лихтеровоз превращается в судно-базу, которое должно управлять не только своими собственными действиями, но и еще целой эскадрой судов — самоходных (буксиры) и не самоходных (лихтеры). Впору на «старшем» судне иметь целый штаб управления!

КАК УПРАВЛЯЮТ КОРАБЛЯМИ

И действительно, центральный пост управления лихтеровоза — это пункт, куда стекается информация, источники которой — «собственные» суда — могут находиться за десятки километров. И это помимо всего того, что составляет управление лихтеровозом как обычным большим судном! А ведь и этого очень много, вспомним: навигация, машины, пожарная безопасность, контроль грузов… Вот, оказывается, как непросто. Да и нельзя без иронии говорить, что в мореплавании что-то просто. Простых дел в нем практически нет.

Чаще всего человеку в море приходится заниматься сложными, очень сложными и невероятно сложными делами.