Компас, фальконет и жизненный опыт
Совершенствуется управление кораблем. Компас стал неотъемлемой принадлежностью корабля, капитаны бережно хранят в окованных железом сундуках морские карты, по небесным светилам определяют место корабля (ошибки, правда, иногда достигают десятков и даже сотен миль).
Над морскими просторами вздымаются белые дымы, гремит рукотворный гром: на корабли пришли кулеврины, фальконеты и другие, столь же замысловато именуемые типы пушек.
Много нововведений появилось на кораблях Северного и Средиземноморского бассейнов в XVI веке. Упомянем хотя бы такое: прорези в бортах для стволов пушек — порты — научились наглухо закрывать (задраивать!) специальными крышками, что повысило мореходность кораблей.
Железные и медные детали стали обычными элементами корпуса и вооружения корабля (было два вида вооружения: парусное, к которому относились мачты, спасти и паруса, и боевое-пушки, ядра, порох и прочее). Но вот что интересно: кораблестроения и кораблевождения как наук еще не было. Корабли строили без проекта — предварительных расчетов, чертежей, моделей, испытаний — и управляли ими моряки, руководствуясь опытом. Наука же — это область деятельности человека, в которой сплетаются воедино поиск знаний (сведений), выработка определенных правил этого поиска и его результат — сами знания. Цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Научные знания обязательно обобщены и систематизированы.
Опыт же есть основанное на практике познание действительности — правил, советов, истин. Вместе с тем наука и практический опыт обогащают друг друга, они всегда вместе, рядом.