На базе эргономики было создано понятие об эргатических системах, состоящих из объектов управления и системы управления, находящихся в условиях, противодействующих достижению поставленной цели.

Эргатические системы подразделяют на эргаматы — одноцелевые системы (например, на корабле эргаматом может быть автоматически управляемый дизель-генератор) и эргатические организмы — системы эргаматов, когда имеется множество целей и способов их достижения.

И, конечно, элементом эргамата и эргатического организма является человек-оператор.

Что же тут нового — в смысле решения проблемы управления кораблем или судном? Новым является подход к решению задачи управления сложным объектом.

Он заключается в попытке перенести на организацию и технику управления принципы построения и жизнедеятельности живых организмов.

Так, уже от эргамата требуется, чтобы он обладал свойствами функционального и технологического гомеостаза к возмущениям внутренней («собственной») и внешней среды. Разберем терминологию, чтобы стало понятнее, о чем идет речь. Гомеостаз (от греч. «гомео» — подобный и «стазис» — неподвижность, состояние) — это способность организма поддерживать постоянство внутренней среды в различных ситуациях. Например, на улице мороз. Человек отчасти защищен от него одеждой, но еще более — способностью своего организма так изменять «режим действия», что человек не теряет возможности думать, видеть, говорить…

Функциональный гомеостаз — сохранение без изменения перечня выполняемых действий (операций, функций) в различных ситуациях, в том числе и таких, которые препятствуют деятельности (шторм, скажем, препятствует движению корабля по заданному курсу с заданной скоростью). Технологический гомеостаз — сохранение всех функций системы при любых способах и результатах их выполнения.

В эргатическом организме все это реализуется уже по отношению к сложной системе (хотя, в принципе, эргамат, обладающий гомеостазом, — и сам отнюдь не простая система) и для самых сложных ситуаций. Короче говоря, эргатические системы не только «выживают», но и достигают целей там, где обычные системы управления и связанные с ними объекты не могут успешно действовать. Эргамат — это автомат с более высокой степенью совершенства.

Он приспосабливается (адаптируется) к изменению условий работы — по-прежнему выполняет — и хорошо! — возложенную на него задачу.

Для эргатических систем разработан и продолжает совершенствоваться специальный математический аппарат, состоящий из аксиом, теорем, выводов, правил. На его основе построены математические модели эргаматов и эргатических организмов. Но эти модели еще не полностью описывают реальные системы — их особенности, условия работы, ограничения. Будем надеяться, что усилия ученых, инженеров, изучающих эргатические системы, увенчаются успехом. И тогда можно будет приступить к созданию экспериментальных эргаматов. Когда их создадут, последует этап их совершенствования — наделение их гомеостазом.

Пока еще таких реальных систем нет. Но не следует сомневаться — эргатические системы будут созданы.

И одно из первых поприщ, где они найдут применение, — корабли.

В составе эргатических систем, как мы говорили, обязательно будут операторы. Их работа будет не похожа на ту, что они делают сегодня.

Так, видимо, исключатся прямые контакты в звене человек — человек. Соседи-операторы будут общаться только через технические средства.

Вот мы и подошли к последнему вопросу, рассматриваемому в книге. Его можно сформулировать так: каковы сейчас с точки зрения качественной оценки взаимоотношения элементов в системе «человек — машина»? И как будет изменяться это качество в перспективе?

Корабли-организмы