В 1812 году Ч. Напир построил железный колесный пароход «Аарон Менби». Колеса царствовали в море долго, хотя винтовой движитель был изобретен французским математиком Поктоном еще в 1793 году.

Спор «Колеса или винт?» решали в 1849 году два одинаковых по размерам и мощности машин английских парохода. Винтовой пароход «перетянул» колесный!

И все же плицы колес «шлепали» по Атлантическому океану до 1875 года. А речные «колесники» кое-где живы и до сих пор.

Кто кого пересилил?

В историю мореплавания между тем входили, чтобы остаться в ней навечно, все новые корабли. «Саванна» — парусно-паровой корабль с колесным движителем — пересек Атлантику в 1819 году. Это, по-видимому, и есть истинная дата начала «машинного» мореплавания. Черный дым из черных же труб омрачал белые паруса вплоть до последнего десятилетия XIX века. Паровая машина была прожорлива, ненадежна, да и недостаточно маневренна: чтобы изменить направление хода на обратное (дать полный назад), нужно было проделать множество манипуляций, прежде всего остановить многотонные подвижные части машины — поршень с шатуном, коленвал и прочее. Поэтому вначале паровые машины использовали периодически.

Кто кого пересилил?

Полностью «машинный» трансатлантический переход от Корка (Англия) до Нью-Йорка был совершен «Сириусом» только в 1831 году. Плавание длилось 19 дней.

Конструкция первых корабельных паровых двигателей была несовершенной. Пар в ней перемещался по цепочке паровой котел — паропровод — маневренный клапан — паропровод — цилиндры паровой машины — атмосфера, что было неэкономичным — требовалось много угля и воды. Резко сократилась потребность в воде после введения в 1834 году конденсатора.

И все же коэффициент полезного действия паровой машины был мал — около 0,1. Это значит, что девять десятых сожженного топлива «обогревало атмосферу» — есть такая грустная шутка…

Кто кого пересилил?