Среди проблем автоматизации и роботизации есть одна важнейшая проблема, о которой мы уже рассказывали,- управление. Все, что мы собираемся делать — изобретать, конструировать, изготовлять, испытывать,- процессы управления.

Не все они и не во всех аспектах изучены, поняты, переведены на языки программирования, хотя другими языками — естественными — вполне выразимы. Ведь у каждой отрасли знаний — свой «язык». Также свой «язык» (точнее «языки») у управления — заводом, станком, роботом, кораблем. Управление на этапе создания корабля начинается с идеи и задания.

Лики януса

Конструктор представляет себе, каким должен быть корабль, чтобы он смог выполнять те функции, для которых он создается. Потом эти идеи конструктор подкрепляет и развивает, используя дополнительные средства представления корабля: наброски его внешнего вида, плана размещения груза, машин, прикидочные расчеты размерений, водоизмещения, мощности главного двигателя

Описания и вариации описания «раскручиваются» по спирали: их все больше, они все подробнее… И все это — управление, но только пока «невещественное», сугубо информационное (хотя информация — это тоже вполне материальный объект, но у него иные, чем у «живого» корабля свойства).

Наконец, решение о постройке принято, и управление приобретает другое качество — теперь его цель заключается в таком преобразовании ряда разрозненных объектов — материалов, элементов устройств и систем, приборов, узлов, агрегатов и многого другого, чтобы в результате образовалось некое «новое целое» — корабль с совершенно определенными, полученными на предыдущем этапе управления — при проектировании — характеристиками. И вот тогда возникает еще один вид управления уже готовым объектом, направленный на получение с его помощью конкретных результатов и поддержание самого объекта в состоянии, гарантирующем эти результаты.

Как видите, можно обсуждать вопросы, затронутые в предыдущем изложении, и при таком, весьма широком обобщении. Иногда это полезно: чтобы сразу увидеть все, но без подробностей.