Сейчас сообщения для высшего звена управления (капитан — средства управления) готовят не столько машины, сколько операторы (их может быть несколько), каждому из которых поручено хоть и одно, но большое дело: вся навигация, вся энергосистема, весь груз.

Сообщения включают оценку состояния подведомственного объекта, а также рекомендации капитану — что можно и нужно, по мнению оператора, делать в ближайшем будущем или немедленно.

Это гибкая, надежная, проверенная временем структура. Но ее недостаток ясен без подсказок — она «человеческая»!

Со всеми вытекающими последствиями, Вам уже известными.

В развитии систем управления кораблями и судами явно прослеживается одно направление — поручить все управление одному оператору. Над ним будет по-прежнему единоначальник — капитан, но текущее управление целиком будет осуществлять вахтенный помощник — он же оператор системы управления.

Понятно, что система в этом случае должна вырабатывать не только оценки, но и рекомендации — и тоже с оценками («быстрее», «безопаснее» и так далее), то есть машина должна взять на себя еще одну часть функций, сегодня выполняемых человеком. Дело только за моделью оценок и выработки рекомендаций. «Дайте нам модель, — говорят конструкторы, — и мы перевернем сегодняшнее представление об управлении сложными системами как о чисто «человеческом» деле и передадим его машинам».