корабельной науки

В XVI же столетии появились суда с плоской (транцевой) кормой. Она позволила значительно повысить грузовместимость кораблей, не снижая их прочности. Развитие книгопечатания резко ускорило обмен информацией. Для нужд торговли требовалось все больше крупных кораблей. А вот строить их по старинке, «на глаз», уже было невозможно. Появились, наконец, проекты кораблей — расчеты и чертежи.

Кораблестроение стало специализированным, привязанным к большим портам, в которых сконцентрировались людские и материальные ресурсы. Там же имелся корабельный рынок, требовавший все новых, все лучших кораблей… Крупнейшие города — чаще всего и крупные морские и речные порты. Это не случайно. Самые широкие дороги — в море.

До появления железнодорожного транспорта развитие промышленности и торговли в значительной степени опиралось на водные пути. Хотя к Мараканде (нынешний Самарканд), Бухаре и другим городам Средней Азии вели караванные пути, но начинались они у морских берегов — в Басре, Багдаде, Бомбее, Астрахани… Мореплавание и корабли вступали в зенит славы и величия.