Завод-строитель обычно представляет собой целый городок из десятков огромных зданий — цехов. Здесь и стапеля, и бетонные дороги, и железнодорожные пути, подъемные краны, котельные, паропроводы, электроподстанции, поликлиники.

Всего не перечислишь. Стапель — место постройки корабля — представляет собой прямоугольную бетонную площадку, на которой размещены опоры для корабля, по длинным сторонам этой площадки установлены леса, составленные из балок, лежащих на вбитых в землю сваях.

И площадка, и леса имеют небольшой наклон к горизонту, что позволяет спустить построенный корабль на воду. Он катится «с горки»-стапеля на салазках — стальных балках, скользящих по поверхности стапеля.

По обе стороны стапеля — мощные краны, перемещающиеся по рельсам.

Технологи придумали несколько методов постройки корабля. Один из них — блочный. Блок-секция — это уже почти готовая, иногда даже покрашенная часть корпуса корабля, состоящая из продольных и поперечных балок набора и листов обшивки (у корабля различают днищевой, бортовой и подпалубный набор — он образует после сборки жесткую конструкцию, к которой крепится обшивка корпуса). Блок-секции предварительно собирают и сваривают в корпусном цехе. Сварка блок-секций в основном осуществляется сварочными автоматами — это тоже роботы в виде небольших самоходных тележек, которые едут вдоль стыка секций, оставляя за собой закрытый коркой спекшегося флюса шов. Остается этот шов зачистить, проверить, нет ли в нем пустот и трещин, и покрасить.

Наше изделие - корабль

Следят за работой сварочных автоматов-роботов операторы, потому что сварка корпуса — дело очень ответственное и полагаться только на технику нельзя.