После тех, самых первых, — что было потом с автоматами? История автоматов — это, в некоторой степени, и история совершенствования управления кораблями. Конечно, самые первые автоматы не могли решить всех задач судостроения и мореплавания — и прежде всего потому, что они были механическими.

Ведь для взаимодействия отдельный частей, деталей, узлов в механических автоматах необходимы непосредственные (механические) контакты с «соседями» (вспомните, как устроена зубчатая передача в часовом механизме).

Конструкция механических автоматов не позволяла им передавать воздействие на большое расстояние (соизмеримое с размерами судна). Следовательно, и возможности их были ограничены. Не следует, однако, считать, что чисто механические автоматы утратили свое значение. Никак нет! Всевозможные регуляторы скорости вращения, прерыватели — механические.

Все эти механизмы были изучены и сконструированы в течение последних 200 лет. И продолжают верно служить человеку — на паровых турбинах, дизелях, электростанциях, насосах.

Но совершенно другие возможности открывает для автоматов в первой половине XIX века новая отрасль знания — электротехника. Теперь уже можно обойтись без механических контактов для передачи воздействия на расстояния в десятки и сотни метров: достаточно проложить электрический проводник, присоединить к его концам источник, командоаппарат (тумблер) и исполнительный прибор (электромагнитный клапан) — и можно управлять, передавать, воздействовать!

Но не только в дальнодействии преимущества электротехнических устройств — в сотни раз возрастают скорость передачи сигналов, реакция исполнительных устройств. Силовые механизмы — приводы становятся компактнее и мощнее. Один источник энергии теперь в состоянии удовлетворить все потребности на корабле.

А что нужно было делать раньше, когда энергоносителем был пар?!

Первые элементы электроавтоматики — соленоиды, электродвигатели, регуляторы, клапаны — были изобретены в течение каких-то 30 лет после появления фундаментальных трудов Фарадея. А к началу XX века на кораблях уже использовали дистанционное управление, электропривод и регуляторы напряжения в бортовой сети. Автоматы того времени — громоздкие, немногочисленные — были, конечно, какими-то «белыми воронами» на кораблях и судах, где царили паровые машины.

Но уже тогда ученые и инженеры ясно видели, что дальнейший прогресс в судостроении и мореплавании будет целиком зависеть от успехов в совершенствовании управления механизмами машинами и самими кораблями и судами.