Оператор в системе управления общается с управляемыми объектами при помощи специальных устройств, которые, во-первых, представляют ему сведения (дисплеи, индикаторы-сигнализаторы) и, во-вторых, передают принятые им решения в виде команд к исполнительным органам.

На стыке машины и сенсорных каналов человеческого организма (в первую очередь его зрение, слух) выявился клубок противоречий. Дело в том, что человек обладает ограниченными возможностями в восприятии информации: легко представить себе ситуацию, когда оператор не будет успевать следить (реагировать) за изменениями показателей, передаваемых ему дисплеем и индикаторами, — лишь только частота смены показателей перейдет конкретный предел.

Значит, при проектировании систем управления кораблем следует сразу же учесть это ограничение. Его, конечно, учесть можно, но в этом случае останутся не охваченными управлением многие подсистемы и агрегаты судна.

Общение с машиной

Что делать?

Надо, наверное, до тех пор «сжимать» информацию, уменьшать ее объем (разнообразие и скорость передачи), пока оператор не сможет успешно и уверенно ее воспринимать и успевать принимать и осуществлять правильные решения. Сжатие информации — непростое дело.

Это значит, что машина должна взять на себя оценку состояния элементов объекта управления. Короче, вместо того, чтобы передавать на блочный щит десятки показателей, характеризующих работу, скажем, главной машины, — температуру топлива, охлаждающей воды, головок цилиндров, частоту вращения валопровода, расход топлива, количество и состав выхлопных газов — на индикаторе должен просто гореть зеленый огонек — «Все в норме».

Чтобы выполнить такую работу, машина должна сравнить все измеренные значения показателей с их заранее заданными значениям — эталонами. И в результате сравнения принять решение — надо зажечь «зеленый» или пора объявить тревогу. Все это, конечно, можно сделать уже сегодня.

Однако один такой способ сжимать информацию до минимального объема не даст желаемого результата: ведь если индикаторов-огоньков наберется несколько десятков, то впору запутаться. Надо все индикаторы-сигнализаторы объединить в один, общий. И пусть — он отчитывается перед оператором «за всех». И вот здесь пока успехи очень скромны.

Оказывается, трудно объединить оценки состояния разнородных подсистем корабля: очень уж они разные по составу, работе и неисправностям. Пока такая общая оценка по силам только оператору.