Прежде чем дать, например, команду «Стоп машины. Право на борт» капитан должен мгновенно оценить ситуацию: сопоставить данные о ветре, волнении, глубине места под килем, скорости и направлении движения судна, кроме того, представить себе состояние всех машин, приборов и механизмов судна, степень их готовности, учесть качества членов экипажа, несущих вахту, а также предвидеть, что будет через секунды, минуты, часы, сутки.

За плечами капитана в момент принятия решения — судьбы и жизни людей, государственные интересы и еще множество других проблем.

Ошибаться капитану нельзя.

Принимая решение о маневре, капитан (главный оператор) сообщает команду подчиненным. Теперь его задача — проконтролировать выполнение, оценивая промежуточные и конечные результаты.

И при этом он должен быть готов пересмотреть решение: ведь в любой момент может возникнуть непредвиденная ситуация, из которой надо найти выход — лучший и за кратчайшее время.