Пенители моря
Девятнадцатый век — время легендарных «чайных клиперов» — специальных парусных кораблей, доставляющих чай из Китая в Англию. Их было немного, зенит славы миновал быстро (за 10 лет), но прекрасный образ «пенителя моря» живет как некий романтический символ.
Один из них развил под парусами скорость в 21 узел! Десять с лишним метров в секунду — так быстро летел (именно летел!) — с волны на волну тысячетонный остроносый корабль, неся над собой белооблачную гору наполненных ветром парусов. С тех пор прошло более ста лет.

А белооблачный клипер по-прежнему символизирует мечты о морях и походах.
Прошлый век заявил о себе и появлением кораблей и судов новых типов — рефрижераторов, кабелеукладчиков, морских буксиров, плавучих доков и кранов. А в самом конце века был создан корабль-ледокол.
По идее и под руководством адмирала С. О. Макарова в 1894 году был построен «Ермак», сокрушавший льды без малого 70 лет.
Парусные грузовые суда со стальными корпусами были «в действии» до 20-х годов нашего столетия, но все же основная масса грузов в конце XIX века перевозилась на пароходах. К рубежу веков уже появились конкуренты паровой машины: в девяностые годы практически одновременно были созданы паровая турбина и двигатели внутреннего сгорания легкого и тяжелого топлива (бензиновый и дизель). И еще в начале XIX века на Неве явилось далекое будущее мореплавания- лодка-электроход Б. С. Якоби. В 1891 году Ламберт запатентовал подводные крылья — еще одна заявка в будущее.
На корабли пришли электрическое освещение, принудительная вентиляция, резинотехнические изделия, системы пожаротушения. Очень многое дал кораблям и мореплаванию XIX век!