Вместе с кораблями возникло и их береговое обслуживание: ведь надо было корабль построить, просмолить, спустить на воду, сшить паруса и по мере старения ремонтировать, вытаскивать на сушу для очистки дна и пр. Портовые сооружения — причалы, склады, доки, дороги — появились еще в первом тысячелетии до нашей эры. Круглая военная гавань древнего Карфагена в основном сохранилась до наших дней.

С появлением пороха возникла новая отрасль обслуживания мореплавания — дноуглубительные работы, разрушение опасных скал и рифов. Все же вплоть до XIX века морские порты строились в местах, предуготовленных самой природой, — естественных бухтах, заливах, устьях глубоководных рек. Основная причина — отсутствие мощных и компактных источников энергии, необходимых для углубления дна.

Ведь с помощью лопаты и возка, в который запряжена лошадь, можно сделать далеко не все, что хочется.

Порты и мельницы

В XI веке была изобретена ветряная мельница — «ветряная машина» — аналог в сущности «парусной машины» нашего корабля. Голландцы в XVII-XVIII веках использовали «водоотливные мельницы» для осушения доков.

Энергию падающей и текущей воды в морском деле стали использовать при изготовлении пушек (сверление стволов), прокатке медных, железных и свинцовых листов, выплавке и ковке металлов.