Проекты и прожекторы

С XVIII века корабли строят только после утверждения предварительно разработанного подробного, снабженного расчетами осадки и водоизмещения проекта. Перед утверждением проект подвергают проверке (экспертизе) — рассматривают, сравнивают, изучают.

Все больше деталей корпуса, дельных вещей и рангоута изготовляют целиком, а также с использованием железа и меди. Днища кораблей обшивают медными листами. Корабелы по достоинству оценивают изобретение Бенджамина Франклина — громоотвод (молниеотвод) — металлический стержень (или полоса), спускающийся с вершины мачты в воду.

Галереи и иллюминаторы закрывают специальными толстыми стеклами в свинцовых переплетах, появляются и становятся обычными яркие, воспринимавшиеся вначале как волшебство фонари с зеркальными отражателями — предшественники прожектора. Это уже наше, русское изобретение, принадлежащее великому Кулибину.

Над водой гремят многократно усиленные голоса капитанов и шкиперов — входят во всеобщее употребление стенторофонические трубы (теперь именуемые рупорами), созданные англичанином Морлендом.