Прогресс в энергетическом обеспечении кораблей не соответствовал уровню и качеству управления ими. Оно целиком опиралось на человека. В XIX веке формируется и закрепляется новая профессия — инженер-кораблестроитель (она была введена указом Людовика XIV еще в 1689 году).

В 1765 году в Париже открывается специальный колледж. Англичане подхватывают эстафету высшего кораблестроительного образования в 1811 году, американцы — в 1845, немцы — в 1861.

Такое внимание к новой профессии объяснялось недостаточностью общего технического образования для решения множества специфических корабельных проблем и вопросов.

После отдельных разрозненных работ и исследований началось планомерное теоретическое обоснование кораблестроения. Фундамент его заложили Архимед, Герон Александрийский, Роджер Бэкон, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Леонард Эйлер, Михаил Ломоносов.

Особенно недоставало экспериментов. Началом новой эпохи следует считать постройку в 1872 году в Англии опытного бассейна.

Его руководитель, знаменитый В. Фруд, начал опыты с моделями кораблей за 20 лет до постройки бассейна. Цель — определить закономерности взаимодействия элементов системы корабль — водная стихия.

Прогресс и профессия

Научно-исследовательская работа в этой области быстро расширяла свои границы: в 1873 году создали бассейн голландцы, в 1889 году — итальянцы, в 1894 году — русские, в 1898 — американцы. Эксперименты привели к улучшению конструкции кораблей.

Прогресс и профессия

Были разработаны новые формы носа и кормы, надстроек, поперечных сечений корпуса, изменена система разбиения корабля на водонепроницаемые отсеки, облегчены палубные подкрепления.