Посмотрим теперь, что составляет систему управления судном: в ней имеется две категории элементов — «живые» (члены экипажа) и «неживые» (машины, механизмы, приборы…).

Все они связаны друг с другом, эти связи постоянные, временные, жесткие, слабые, неизменные, меняющиеся… Среди них нас в данный момент интересует особый вид связей, так называемые «случайные воздействия и изменения». Поясним сказанное на примерах. Механик нажал кнопку на пульте, чтобы привести с помощью различных приборов в действие главный двигатель судна. Однако двигатель не заработал.

Произошла досадная случайность: в одном из исполнительных приборов от вибрации отпаялся контакт. Электрический сигнал из-за этого не поступил в цепь управления. Еще один пример: рулевой с помощью манипулятора управляет поворотом судна.

Море штормит, ветер стремится помешать повороту («противный ветер» — от слов «против», «противодействие»). Учитывая его влияние на судно, рулевой резко положил руль на борт, однако в этот момент ветер ослабел и судно выкатилось в сторону от заданной траектории — как говорят моряки, «рыскнуло».

Что же это такое — случайное явление? Прежде всего скажем — изучает эти явления теория вероятностей. Случайным по этой теории называют явление, относительно которого в данных условиях можно сказать следующее: возможно, оно произойдет, а возможно, и нет. Возможность наступления того или иного исхода («Будет» — «Не будет», «Да» — «Нет») оценивают вероятностью — количественной мерой, определяющей эту возможность.

Выводы теории вероятностей используются и в управлении: ведь оно, как мы уже убедились, тоже зависит от случайностей.