Архитектурный тип корабля менялся, но до конца XVIII века — непринципиально. Признаки силуэтов кораблей XVI-XVIII веков были такие: бушприт, относительно высокая корма, составные мачты, сложные рангоут и такелаж.

Каждая мачта несла до пяти — семи основных парусов, а управление каждым из них требовало от двух до 20 матросов. На корабле водоизмещением 1000 тонн экипаж включал не менее 500 матросов.

И все потому, что преобладал, как и в гомеровские времена, тяжелый физический труд. Механизмы — даже простейшая ручная лебедка для управления парусами — появились только в XIX веке.

Соленая купель

Что это был за труд — на высоте десятков метров над бушующими волнами, или на скользкой, кренящейся палубе, обливаемой потоками воды! Думаем, этих немногих слов достаточно, чтобы человеку сухопутному представился «маленький» ад. Вспомним художников слова, прочтите «Белый бушлат» Г. Мелвилла, «Морские рассказы» Станюковича.

Или вот книга о событиях на одном из «последних могикан» парусного флота — гигантском многомачтовом паруснике со стальным корпусом — «Мятеж на «Эльсиноре» Джека Лондона. Это было уже совсем недавно — 80 лет назад.

Но по-прежнему натруженные руки, опасности были неотъемлемой частью тяжелого труда матросов парусного корабля.