Сталь и риск
В семидесятые годы XIX века в кораблестроение входит материал с новыми по сравнению с железом свойствами — судостроительная сталь. Мореплавание получает мощный импульс — корабли становятся надежнее, быстроходнее, больше. Стальные конструкции позволили более чем на 10 процентов снизить массу корабля при той же прочности. Сталь к 1890 году полностью вытеснила железо.
Новый строительный материал, новый двигатель, новый движитель — в итоге создан новый корабль! Появилась новая корабельная архитектура.
А как этими кораблями управляли?
Вот здесь достижений было не так много. Правда, исчезли тяжелые и рискованные операции по постановке и уборке парусов, взятию рифов и прочее. Чтобы изменить курс и скорость достаточно стало повернуть штурвальное колесо и переставить в новое положение рукоятку машинного телеграфа (устройство для передачи команд в машинное отделение).
Но все равно непроницаем мрак ночи, круглые сутки надо внимательно наблюдать за морем и небом, обходить палубы, спускаться с масляным фонарем в трюмы, бдительно нести вахту, не спускать глаз с катушки магнитного компаса, подвозить и бросать в топку уголь, поливать маслом быстро мелькающие бока шатунов… Суровый, напряженный труд.
И — риск! Океан покорен лишь отчасти. Малейшая ошибка, например в определении глубины места, и — авария, а то и катастрофа. После каждого ураганного шторма Регистр судоходства Ллойда еле успевал оповещать судовладельцев и страховщиков о потерях. Иногда два-три дня бури-непогоды собирали «жатву» в десятки только больших кораблей и судов, не считая ботов, шхун, яхт, и не только потому, что корабли были недостаточно прочны и живучи, — они все еще были трудноуправляемы.
Ведь надежное управление требует предвидения, правильных решений и немедленного их исполнения — точного и быстрого. А такие требования трудно было выполнить, потому что большинство кораблей имело ход в 8-9 узлов и поворачивалось на 90° за 2-3 минуты.
И глубину места мерили ручным лотом (это груз на лотлине — тонком тросе).