Одна из причин все еще значительной аварийности мирового флота — резко возросшее число кораблей и судов, одновременно находящихся в море. Рост этот опережает увеличение фактического числа кораблей и судов, находящихся в эксплуатации.

Странно, не правда ли? Но ничего сложного в объяснении нет: уменьшилось среднее стояночное время — разгрузки-погрузки, ремонта, ожидания благоприятной погоды. И выросла средняя скорость кораблей и судов в море.

Еще недавно, в начале нашего века, ходом более 12-16 узлов могли похвастаться только военные корабли и пассажирские лайнеры. Теперь уже не редкость сухогрузы и контейнеровозы со скоростью 20-25 узлов.

Это, конечно, хорошо — увеличивается оборачиваемость судов, улучшаются условия доставки скоропортящихся грузов и так далее.

Но нельзя что-либо существенно выиграть, не заплатив определенную цену. Цена увеличения числа судов в море и повышения их скорости — возросшее напряжение в судовождении. Теперь капитану, вахтенному помощнику, оператору автоматизированной системы управления отводится меньше времени на принятие решения.

Иногда — единственно правильного из многих возможных! Представьте: со скоростью 15-20 метров в секунду сближаются два гиганта массой по 20-30 тысяч тонн каждый. Ночь, ураганный ветер, волны захлестывают палубу…

А вокруг — десятки судов, малейшая ошибка в выборе курса и скорости создаст угрозу и для судна, и для всех остальных. Как нужны здесь верное решение и быстрое, четкое исполнение!

Супероператор для суперкорабля

Работа оператора суперсистемы предъявляет к нему и супертребования: глубокие и всесторонние знания, четкость и быстроту реакции, неизменный уровень внимания, здоровья. Как видите, список невелик, но внушителен. Однако хочется напомнить уже сказанное: человек непостоянен в своих реакциях. Нельзя заставлять его работать в «машинном», то есть неизменном по показателям, режиме. Природа человеческая против этого!

Следовательно, человек в союзе с машиной должен иметь какой-то оптимальный режим, позволяющий проявлять главное преимущество — способность принимать решения в сложных случаях. Трудности взаимоотношений человека и техники вызвали к жизни новую науку — эргономику, изучающую человеко-машинные системы.