Древние корабли были построены из брусьев — обтесанных топором бревен. Доски стали использовать в корпусах кораблей незадолго до начала нашего летоисчисления. Соединяли брусья для формирования корпуса тремя основными способами: на шпонках, растительным тросом и с помощью заклепок.

За двести лет до нашей эры в конструкции средиземноморских кораблей появились железные и бронзовые гвозди. Самые древние корабли не имели «станового хребта» — киля.

Продольную прочность им придавал натянутый над палубой толстый канат, который стягивал штевни (нос и корму).

Паруса долгое время имели прямоугольную форму и ставились только при попутном ветре. Прошли тысячелетия, пока додумались до простейшей регулировки площади парусов, чтобы они не рвались при усилении ветра. Вначале это делали, меняя сами паруса — большой на меньший и так далее. Какой же труд нужен был, чтобы пользоваться таким набором!

И лишь в нашей эре пошли дальше и снабдили паруса специальными снастями, которые позволяли уменьшать площадь парусов их сворачиванием и креплением свернутых частей — тем, что моряки парусного флота называли «взять рифы». Постановка и уборка парусов осуществлялись с палубы — рею с парусом поднимали на мачту и опускали с помощью специальных снастей. Трудная и долгая работа. А представьте себе шквал — внезапно налетающий сильный ветер, беспощадный в своем буйстве…

Топор и парус

Но только в средние века нашей эры паруса стали убирать и закреплять на самих реях. Чтобы ускорить и облегчить подъем матросов на мачты, тогда же придумали веревочные лестницы (ванты с выбленками), рабочие площадки у мест крепления реев (марсы и салинги) и другие приспособления.

Скелет корабля образовывали продольные и поперечные связи, мачта упиралась в киль, носовую часть украшала деревянная скульптура, у самой воды или немного ниже ее поверхности далеко вперед выдавался грозный таран (окованное медью заостренное бревно), сокрушавший в боях борта вражеских кораблей. Кстати, последний раз боевые корабли — уже железные! — использовали таран в австро-итальянской войне 1866 года.

А следы тарана видны даже в архитектуре форштевня легендарной «Авроры».