Турбоход с «обычными» котлами, отапливаемыми жидким горючим, имеет преимущества: в этом случае можно довести мощность энергетической установки до 100-200 тысяч киловатт! И это — не предел. Да и горючее турбоход потребляет самое дешевое — топочный мазут. У газотурбохода тоже есть свои достоинства: его энергетическая установка — самая легкая и самая маневренная.

Газовая турбина готова к работе через несколько минут после получения команды. Паросиловая установка требует для этого нескольких часов…

В едином ритме с главным двигателем работают движители корабля — винты. Вращающее усилие на них передается разными способами: прямой, зубчатой или электрической передачами.

Турбины и винты

Теперь чаще всего используют прямую и зубчатую передачи, чему способствует широкое распространение на кораблях соответственно малооборотных и среднеоборотных дизелей. Электроходы (с электрической передачей) — большая редкость, что объясняется высокой стоимостью их постройки и эксплуатации.

Но все же их строят — для специальных целей. Например, электроходами являются некоторые ледоколы и научно-исследовательские суда.

Гребной винт — весьма внушительное изделие. Даже на среднем по водоизмещению теплоходе винт фиксированного шага (с постоянным углом атаки лопастей) имеет массу 10-12 тонн.

А масса винта новейшего атомного ледокола — без малого 50 тонн! Поэтому гребные винты — зачастую продукция самих заводов-изготовителей.

Ведь такую махину не уместить даже на специальном железнодорожном транспортере.

На многих новейших судах используют винты регулируемого шага — их лопасти могут поворачиваться вокруг своих продольных осей, меняя угол атаки от нуля до максимума. Конструкция таких винтов сложна, масса больше, чем у обычных, но зато они повышают маневренные качества корабля, что немаловажно в наш век высоких скоростей и высокой напряженности судоходства.

Не меняя режима работы двигателя, только за счет изменения угла атаки лопастей винта, можно увеличить или уменьшить скорость судна, остановить его и даже идти задним ходом.