Управление заводам
Что собой представляет завод-строитель как объект управления? Если отвлечься от описания конкретных характеристик подразделений завода — цехов, стапелей, транспортных средств, складов, энергетического хозяйства, то его можно представить в виде нарисованных «кубиков»-блоков, связанных отношениями — линиями со стрелками. Такой рисунок — принципиальная схема работы завода, конечная продукция которого — готовое судно.
Между «кубиками»-блоками имеются два типа связей, или, иначе, зависимостей: предметные и временные. Это значит, что каждый цех (или подразделение) должен поставлять определенные элементы судна или выполнять работы по монтажу, сборке и наладке этих элементов (предметные связи) в согласованное время, иначе в одних звеньях производства будут простои, а в других — заторы.
Что и когда делает каждое подразделение завода, определяет общий производственный план. Если добавить сюда внутренние производственные планы подразделений, а также учесть, что все производственные операции и действия каждого рабочего должны быть продуманы (как это сделать в заданное время и с заданным качеством), да еще и все это многообразие дел перевести в стоимостные показатели — рубли и копейки,- то вот Вам картина организации труда на заводе-строителе.
Но все планы, даже самые лучшие,- это бумага, которая только и может, что лежать да покрываться пылью. Надо, чтобы по плану работали — и работали в точном с ним соответствии. Это задача административно-управленческого аппарата, состоящего из квалифицированных специалистов — от мастера в цехе до директора в заводоуправлении. Есть теперь и техническая база управления заводом — его АСУ (автоматизированная система управления).
Собственно говоря, это целый цех, предназначенный для сбора, обработки и хранения информации о заводе, принятия и контроля решений.
Остановимся на технической стороне управления. Нужда в ней начала ощущаться давно, с тех пор как масштабы строительства кораблей и судов стали необозримыми. Руководитель уже не смог единолично решать все вопросы организации и управления строительством. Он перестал успевать делать все то, что надо делать руководителю.
Помощники, заместители, исполнители хотя и увеличили его возможности, дополнив их своими согласованными действиями, но вместе с тем вызвали к жизни новые проблемы. Руководить стало не проще, а сложнее.
Трудности и несовершенство чисто «человеческой» системы управления поставили вопрос о развитии управленческой техники. Долгое время вся такая техника была представлена только различными каналами связи в звеньях «человек — человек»: телефон, громкоговорящая связь, всевозможные сигнальные системы (простейшая из них — кнопка звонка). Но такая техника хотя, конечно, и помогала производству, тем не менее самой сути «человеческого» управления не меняла.
Напряжение, переживания и всякие трудности оставались. Дело стало за устройствами, которые могли бы разгрузить человека хотя бы от части его забот. Как и в управлении кораблями и судами, прогресс начался с внедрения ЭВМ. На их основе были впоследствии созданы управляющие машины, а из них — АСУ. И опять, как и на кораблях и судах, на заводах удалось только частично создать автоматические системы управления.
Жизнь, производство не удается «затолкать» в узкие, жесткие рамки программного управления. Строительство кораблей и судов — живое, непоседливое, быстроменяющееся дело.

Здесь, как и на судовых мостиках, без человека-оператора пока не обойтись.