Гребцы вначале стояли, потом уже сидели на скамейках, перпендикулярных к борту, позднее скамейки (банки) стали ставить под углом — замечено было, что так грести легче. Весла, вначале располагавшиеся в один ряд, образовывали пышное «оперение» корабля.

Увеличилось число рядов весел (до трех — большее число рядов практического значения не имело), выросли корабли — пришлось посадить за каждое весло до семи гребцов.

Такие весла были огромными, обшивались кожей, оковывались медью… Гребли, как правило, рабы, позже — осужденные преступники.

Труд гребца был воистину каторжным. Само слово «каторга» происходит от греческого «катергон» — галера.

Весло, ветер, паруса

Парусно-весельные корабли тысячи лет были единодержавными покорителями морей и океанов. Викинг Лейв Счастливый на своих дракарах пересек Северную Атлантику. Дольше всего парус и весла использовались именно на Севере — вплоть до XIII века бороздили парусно-весельные корабли воды Норвежского, Северного и Балтийского морей.

Военный же вариант такого корабля — галера — закончил существование только в первой четверти XIX века! Заметим, что разделение кораблей на военные и торговые (грузовые суда) произошло еще в античный период истории, за несколько веков до нашей эры.

Но по конструкции и вооружению кораблей это разделение долгое время было не столь заметным.