Основы управления кораблем в период эксплуатации закладываются и разрабатываются на всех предшествующих этапах его жизненного цикла. Техническая же база управления создается при постройке. «Центральная нервная система» корабля является одной из последних в длинном перечне сборочно-монтажных и строительных работ.

Что она собой представляет?

Иерархические звенья системы управления «оживают» снизу, от конечных органов и элементов, когда монтируются всевозможные датчики и подсистемы. Так, среди датчиков есть термометры, анемометры, гигрометры, гидродинамические лаги, кренометры, акселерометры и прочее.

Подсистемами являются, в сущности, также системы управления, но с более узкими, специфическими функциями, чем у «большой», общей системы управления (она обслуживается человеком-оператором): дистанционное управление главным двигателем из ЦПУ и ходовой рубки, такие же цепи управления грузовыми насосами и задвижками на трубопроводах (у танкеров), рулевой машиной, пожаротушением, отдачей якоря, бортовыми отличительными огнями, палубным освещением, вспомогательными движителями, дизель-генератором и прочее.

Фактически все управляемые элементы корабля: устройства, системы, машины и механизмы — охватываются сначала в той или иной степени «своими» местными управляющими цепями. Степень управления лежит в пределах от «включил-выключил» до тончайшей регулировки режима работы, ввода резервных блоков и других способов и действий, влияющих на состояние управляемых объектов.

Потом наступает время первичного объединения «персональных» цепей в подсистемы. Рассмотрим разветвления цепей управления, которые на схемах напоминают ветви деревьев, на примере машинного отделения сухогрузного судна.

Что в нем установлено, мы уже знаем из рассказа о дизеле. Добавим, что обычно либо в самом машинном отделении, либо где-то рядом стоят дизель-генераторы, главный распределительный щит электросистемы судна, а также располагается другое вспомогательное оборудование: котлы-утилизаторы тепла выходных газов, валогенератор, аккумуляторные батареи, станция углекислотного пожаротушения, опреснительная установка, печь для сжигания отходов и мусора, фильтры, сепараторы и отстойники топливной системы, регенерационная установка системы смазки и прочее.

Все перечисленные устройства снабжены собственными контрольно-измерительными приборами, приборами и аппаратами, обеспечивающими пуск-остановку, изменение режима, сигнализацию об аварийной ситуации.

Конечно, если это «хозяйство» оставить в разрозненном виде, то управлять им будет нелегко. Еще недавно так и было: на вахту в машинное отделение заступало несколько специалистов, и всем им хватало работы. По стрелочным приборам, индикаторам и просто на слух надо было следить за состоянием каждого работающего механизма и устройства, включать его, когда надо, регулировать и вообще быть начеку. Потом цепи управления и контрольно-сигнальные приборы всех механизмов и устройств свели вместе на одном большом щите, придав ему вид мнемосхемы — условного изображения машинного отделения в плане с указанием местоположения машин, агрегатов и устройств.

Управление с помощью такого блочного щита тоже достаточно трудоемко: оператору постоянно надо обегать глазами весь щит и тянуться руками к рычагам и кнопкам, разбросанным по мнемосхеме. Так что этот этап совершенствования управления (назовем его централизацией) пришлось оставить и поискать новых решений.

Они, конечно, были найдены: перешли к продолжающейся и сегодня комплексной автоматизации управления кораблем.