Прежде чем в системе управления судном появится команда, например «Руль право на борт!», кто-то должен команду выработать. Делает это командоаппарат.

Но это все «неживая материя» — манипулятор, канал связи, переключатель на рулевой машине, перо руля, водная среда, судно. В этой системе команда возникнуть сама по себе не может — за исключением ее ложного срабатывания под влиянием уже знакомого «господина случая». До появления в системе управления команды (а команда — это один из видов описанных выше сообщений, циркулирующих в системе управления) должно быть принято решение об изменении курса.

Принимает решение капитан, стоящий на высшем уровне управления. Будем впредь называть капитана или другого руководителя, наделенного правом принимать решения, оператором.

Так принято в кибернетике.

Особую сложность управлению судном придает необходимость не только быстро принимать решения, но и мгновенно оценивать результаты их осуществления. В распоряжении оператора много информации, но для полной оценки ситуации и предсказания ее изменения нужно еще больше. Нужна вся информация! Но, во-первых, это просто невозможно, а во-вторых, такой объем сведений не удастся быстро «переварить», свести к ограниченному, постоянному числу оценок.

Значит — опять риск? Да! Другого пути нет. Решения в реальных случаях принимаются при нехватке (дефиците) информации и времени на ее оценку.

Тем не менее, требование «не ошибись!» остается в силе. И откладывать решение нельзя: ведь отсрочка означает, что в системе продолжает действовать предыдущее, уже неверное решение!