Комплексность — это охват практически всех машин, механизмов и устройств автоматизированным управлением и контролем. Все объекты управления в комплексной системе управляются автоматами, контролирующими их состояние и поддерживающими в норме их свойства и характеристики.

Огромная помощь морякам! Теперь уже не надо пробегать глазами циферблат за циферблатом, улавливать вспышки индикаторных ламп, слушать звонки и сирены. Обычный текущий контроль стал машинным.

И если что-то случилось, то на специальном табло (или экране) вспыхивает надпись, вроде этой: «Авария топливного насоса № 2».

Но это еще не все. Все автоматы-регуляторы и контролеры, в свою очередь, связаны цепями управления с центральной ЭВМ, которой они сообщают обо всех своих «нуждах» и от которой получают команды.

А перед оператором — кнопочная панель весьма умеренных (по сравнению с блочным щитом) размеров да два-три телевизионных экрана (дисплея). Оператор сидит в удобном кресле, рядом — внутрикорабельный телефон, громкоговорящая связь, сверху льется от кондиционера поток свежего воздуха.

Приятный, не утомляющий свет, все предметы вокруг изящны и красивы.

Вернемся к рассказу о постройке корабля. Одновременно с прокладкой кабелей, трубопроводов и прочих коммуникаций начинается окончательная отделка внутренних помещений. Примерно в это время обычно и спускают судно на воду. Можно, конечно, достроить корабль «под ключ» прямо на стапеле. Да уж очень «горячее место» этот стапель — его жизнь расписана по минутам.

Хотя судостроители и стремятся увеличить объем работ в стапельный период постройки, но все же детище-судно приходится спускать задолго до того, как о нем можно сказать коротко: «готово».

Вот корпус к моменту спуска полностью готов и испытан на водонепроницаемость, установлены валопровод, винты, перо руля, фундаменты для машин и механизмов, картер главного дизеля, проложены коммуникации. Остальные работы делают на плаву, у достроечной стенки.