XV-XVI век — это эпоха великих географических открытий. Плавать стали много и далеко — вокруг земного шара! Пришлось поневоле решать весь комплекс задач, связанных с превращением корабля в плавучий дом для моряков, так как длительность походов без приближения к берегу и возможности пополнить запасы и отдохнуть достигла уже не дней и недель, а месяцев.

С этого времени появились кубрики для экипажа, каюты для офицеров и пассажиров, провизионные кладовые, камбузы. Были выработаны нехитрые, но очень важные для мореплавания способы сохранения пресной воды в бочках — с добавлением уксуса, в прохладе трюмов, и свежего мяса в «живом» виде — на борт брали скот и птицу, устраивали загоны и клетки, везли с собой сено и прочее.

Корабль стал автономным (независимым).

Все дальше, все дольше

Становится ясно, что новый самостоятельный мирок — маленький кораблик в огромном океане — должен быть устроен не хуже сухопутного, земного мира. На корабли перекочевывают кузницы, плотницкие, столярные, парусные мастерские (и мастера!) да и сами корабелы-строители. Ведь в дальних походах приходилось не только ремонтировать на месте боевые и навигационные повреждения кораблей, но иногда даже строить корабли заново!

Все дальше, все дольше

Профессия моряка становится насыщенней, интересней и привлекательней. По-видимому, в эти времена появляются первые «беглецы в море», увлеченные романтикой мореплавания, — о них так много и хорошо несколько позже рассказали Джозеф Конрад, Майн Рид, Джек Лондон, Борис Житков и другие «поэты моря».