Итак, безаварийное мореплавание. На чем оно может быть основано? Здесь видятся две главные стороны проблемы: человек и техника. Человек должен по своим моральным, профессиональным и физическим качествам соответствовать решаемой задаче.

Надо учиться, стараться, желать. И тогда многие задачи будут по плечу.

Теперь о технике. Касаясь этой стороны проблемы, прежде всего скажем о полноте и надежности управления (полнота — значит все элементы корабля как объекта управления должны быть «доступны» для оператора и автоматов, управляемы). И в этом направлении еще многое должно быть сделано. Наши инженеры и ученые работают сейчас над тем, чтобы помощь управляющих машин на кораблях и судах стала еще действенней.

Ведь единая автоматизированная система управления кораблями и судами представляет собой пока абстракцию. Слишком много препятствий на пути создания таких систем (необходимость учета противоречивых и разнородных факторов). Сегодняшние системы, например комплексы «Бриз», установленные на многих судах советской постройки, представляют собой пока только объединение ряда подсистем, каждая из которых управляет одним из элементов судна.

Суммирует циркулирующую в подсистемах информацию, решает и управляет судном — все тот же оператор.

Все мечты сбываются...

А вот совсем новый подход к решению проблемы безопасности мореплавания и дальнейшего повышения качества управления — создание береговых центров управления для оказания помощи кораблям.