Продолжим беседу об управлении кораблями и судами. Что же мы увидим, если окажемся на борту судна? Капитан (или его вахтенный помощник) находится в ходовой рубке. Туда стекаются все сведения о судне и ситуации вокруг него — ближней и дальней. Капитан отдает команды членам экипажа, стоящим на вахте.

Они, в свою очередь, эти команды превращают в изменения режимов работы машин, механизмов и систем судна.

Если бы речь шла о сухогрузном судне, построенном лет сорок назад, то сказанное можно было бы принять за основу нашей беседы, но сегодня это уже не соответствует действительности. За эти десятилетия выросли корабли и суда, увеличились их размеры, грузоподъемность, скорость. Невозможно стало управлять ими по старинке. Согласитесь, что управлять судном длиной 200 метров с помощью «переклички» — передачи команд и сигналов по цепочке человек — человек просто невозможно. Противоречие между мощью машин, размерами кораблей и возможностями человеческого управления ими выявилось очень давно.

Вспомним трагедию лайнера «Титаник» в 1912 году. Впередсмотрящий заметил, что лайнер сближается с айсбергом и сообщил об этом на мостик.

Поскольку процедура передачи команд продолжалась достаточно долго, лайнер не успел уйти от надвигающейся опасности и распорол себе борт (длина пробоины оказалась около 100 метров).

Что же нового появилось в управлении кораблями и судами за последние сорок лет и что дало толчок к появлению этого нового?