Глава 3

ШАТУН И ПОРШЕНЬ

Необходимость ремонта кривошипно-шатунного механизма определяется суммарным зазором в нижней и верхней головках шатуна. Замер производят с помощью датчика перемещения поршня устройства КИ-11140 ГОСНИТИ с индикатором ИЧ-10. Датчик вставляют в форсуночное отверстие при положении поршня проверяемого цилиндра в ВМТ на такте сжатия. Коленчатый вал стопорят включением одной из передач трактора.

К штуцеру датчика присоединяют рукав компрессорно-вакуумной установки КИ-13907 ГОСНИТИ, включением которой создают давление и разрежение в ее ресиверах соответственно 0,06 … 0,10 и 0,06 …0,07 МПа и фиксируют показания индикатора. К этому показанию прибавляют поправку на температуру масла в картере: при 20 °С — 0,07 мм, при 40 °С — 0,04 мм и при 70 …80 °С — 0,03 мм.

Если суммарный зазор хотя бы у одного шатуна превышает 0,8 мм, кривощипно-щатунный механизм подлежит ремонту.

ШАТУН

Неисправностями шатуна являются: деформация и износ отверстия нижней головки шатуна под вкладыши; изгиб и скручивание стержня; ослабление посадки втулки; износ отверстия втулки верхней головки; износ вкладышей нижней головки; уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головок.

Перед снятием шатуна сливают масло из картера и воду из системы охлаждения. Отсоединяют и снимают с дизеля головки цилиндров и нижний картер.

Удаляют нагар с поверхности цилиндров выше верхнего компрессионного кольца поршня.