Число самолетов построенных авиаконструкторами-любителями
Число самолетов, построенных авиаконструкторами-любителями, трудно точно определить. Часть сведений по этим самолетам не сохранилась, так как конструкторы строили свои самолеты не ради славы, а для осуществления своей заветной мечты о полете. И если не все из самодельных самолетов поднялись в небо, то можно с уверенностью сказать, что все создатели, конструкторы, пилоты и авиамеханики этих самолетов познали увлеченность творческим трудом. Многие из них стали пилотами, штурманами, конструкторами, инженерами, первоклассными специалистами.
В семидесятые годы появилось новое поколение сверхлегких летательных аппаратов, возникшее благодаря успешному развитию дельтапланов и мотодельтапланов. Увлеченность конструированием и созданием сверхлегких самолетов резко возросла.
Следует отметить, что в пятидесятые годы появление аппаратов на воздушной подушке, экранолетов, экранопланов и аппаратов с несущим винтом (автожиров и вертолетов) вызвало создание большого числа сверхлегких машин этого класса в общественных КБ и авиаконструкторами-любителями. В книге рассмотрены наиболее интересные летательные аппараты этих типов.
В работах по истории развития отечественного самолетостроения еще не нашла отражения деятельность студенческих и молодежных КБ, хотя с 1923 г. в этих КБ было создано более 500 самолетов. Только на Всесоюзных смотрах научно-технического творчества молодежи (НТТМ) на ВДНХ СССР за последние четверть века экспонировалось более 40 таких аппаратов, а в авиационных вузах и техникумах страны за 60 лет построй не менее 300 самолетов, мотопланеров вертолетов. Безусловно, это одна из интереснейших сторон работы комсомола, Ос авиахима и ДОСААФ.