Проектирование ЭСКА-1 (рис. 149) было начато в ноябре 1972 г. К изготовлению его приступили в феврале 1973 г., а уже 29 августа того же года главный конструктор проекта А. В. Гремяцкий совершил первый полет над Клязьминским водохранилищем. Были опробованы все режимы работы экранолета: глиссирование, полет над экраном, свободный полет на высоте более 2 м. Эти первые полеты А. В. Гремяцкого, который не имел тогда специальной подготовки, наглядно продемонстрировали простоту управления аппаратом-

Всю программу летных испытаний ЭСКА-1 успешно завершил А. А. Балуев. Им были совершены полеты на высоте более 50 м на различных режимах пилотирования

Большую помощь создателям ЭСКА-1 оказал известный конструктор и историк авиации В. Б. Шавров, начиная с решения многих сложных вопросов на стадии эскизного проектирования и кончая организацией испытаний, на которых он иногда присутствовал, а также Н. Г. Шесгеркин.

Экранолет ЭСКА-1

Рис. 149. Экранолет ЭСКА-1

Газета «Правда» от 15 февраля 1974 г. сообщала о большом успехе в разработке нового летательного аппарата А. В. Гремяцкого, Ю С. Горбенко и Ю. В. Макарова, которые выполняли проектные, конструкторские работы, все расчеты, а также успешно решили ряд технологических и организационных задач. Отмечалась большая работа в изготовлении опытного образца молодых энтузиастов-авиаконструкторов, будущих инженеров Н. Л. Иванова, Е. П. Грунина и С. Т. Чернявского.