В первом варианте конструкция гидросамолета была цельнометаллической из алюминиевых и магниевых сплавов.

Гидросамолет ЭРА-9 — летающая лодка. Он был выполнен по классической схеме — свободнонесущий моноплан с крылом большого удлинения. На концах крыла установлены поддерживающие поплавки, играющие одновременно роль концевых шайб.

Корпуслодка имел хорошие гидродинамические обводы и в хвостовой части с Т-образным хвостовым оперением. Просторная двухместная кабина имела фонарь с большой площадью остекления. Сверху фюзеляжа над крылом на пилоне в обтекаемой мотогондоле был установлен рядный двигатель воздушного охлаждения М-337 мощностью 210 л. с. (154 кВт).

Рис. 66. Гидросамолет ЭРА-9

Гидросамолет ЭРА-9

На гидросамолете имелось съемное двухстоечное шасси с хвостовым колесом. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик на крыле был установлен выдвижной закрылок.

С учетом того, что значительная часть разработок СКБ КнАПИ связана с использованием современных композиционных материалов, угле- и стеклопластиков, в дальнейшем проект ЭРА-9 был доработан, и конструкция гидросамолета на 80% была выполнена с использованием указанных материалов.

ЭРА-9 имел взлетную массу 1200 кг. Масса пустого гидросамолета -696 кг.