Начатые летом 1934 г. испытания ХАИ-4 (испытатель Б. Н. Кудрин) после третьего полета были прекращены как опасные, но при этом было доказано, что самолет такой схемы в принципе летать может.

Реализуя популярную в 30-е годы идею планеролета (большого планера с маломощным мотором) и используя опыт создания ХАИ-4, под руководством А. Лазарева был спроектирован и построен в 1936 г. планеролет «ХАИ-Авиавнито-3» («Сергей Киров»).

Он был выполнен по схеме «бесхвостка».

Две разнесенные закрытые пассажирские (грузовые) кабины, расположенные по краям центроплана, вмещали 12 человек, включая пилота, место которого было в правой кабине.

Испытания ХАИ-4

Рис. 38. Планер «Осоавиахимовец ХАИ» (а) и самолет «Осоавиахимовец Украины» (б)

Испытания ХАИ-4

Двигатель М-11 располагался непосредственно перед центропланом по продольной оси самолета. Крыло площади 78,6 м2 имело стреловидность около 20° по передней кромке. По прямой задней кромке располагались элевоны. Разворот планеролета в горизонтальной плоскости осуществлялся с помощью интерцепторов, помещенных на концах крыла, которые работали одновременно с рулем направления от педалей. Шасси обычной схемы с хвостовым ориентирующимся колесом увеличенного диаметра.