История развития техники, даже отдельные ее страницы, является частицей общей истории нашей страны.

За последние пять лет авиаконструкторы-любители получили официальное признание, а созданная ими техника стала экспонироваться на всесоюзных смотрах-конкурсах сверхлегких летательных аппаратов. С самодельными летательными аппаратами могли ознакомиться тысячи зрителей, энтузиастов авиации. Сами же авиаконструкторы получают объективную оценку своей творческой работы со стороны технической комиссии, летчиков-испытателей и коллег. У них появилась возможность общения и обсуждения технических вопросов на семинарах и конференциях.

Первый такой смотр-конкурс СЛА-83 состоялся в 1983 г. в Коктебеле, там же состоялся СЛА-84. СЛА-85, на который было представлено 63 летательных аппарата, проводился в Киеве. 107 летательных аппаратов стали участниками СЛ А-87, который проводился на Тушинском аэродроме в Москве. Он был посвящен 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Авторы не ставили задачу охватить все без исключения самодельные авиационные конструкции, хотя такая работа, безусловно, была бы очень интересной. Для рассмотрения безмоторных летательных аппаратов (планеров, дельтапланов, тепловых аэростатов, планеров-автожиров, парапланов и т. д.), созданных авиаконструкторами-любителями, также потребовался бы отдельный объемный труд. Ввиду того, что учет сведений о безмоторных летательных аппаратах связан с большими трудностями и собрать по ним систематизированные технические данные практически невозможно, они в этой книге (за редким исключением) не рассматриваются.