Мотопланер «Гарнис» — одномесный подкосный моноплан с верхним расположением крыла. Конструкция — цельнопластиковая. Щелевое крыло до лонжерона оклеено тремя слоями стеклоткани толщиной 0,3 мм.

Нервюры и лонжероны сплетены из стеклоткани и пропитаны смолой. Обшивка крыла — прозрачная лавсановская пленка. Шасси трехколесное.

Мотопланер

Рис. 131. Мотопланер «Гарнис» на поплавках в полете

«Гарнис» может быть установлен на поплавковое шасси (рис. 131), быстросъемный двигатель позволяет трансформировать аппарат в планер первоначального обучения. Для зимних условий предусмотрена установка стеклопластиковой лыжи. На смотрах-конкурсах сверхлегких летательных аппарате» СЛА-83 в Крыму и на СЛА-85 в Киеве мотопланер «Гарнис» единодушно признавался лучшим среди мотопланеров и удостаивался 1-го места.

Самолет В. В. Лапенаса

С юных лет Лапенаса привлекала техника Пятиклассником он построил несколько кордовых моделей, а в 1963 г. В. Лапенас решил построить аэросани, чтобы можно было самому мчаться по заснеженным полям. Через год аэросани были готовы, начались их испытания и доводка. Сани ходили быстро и имели хорошую управляемость.

Когда Винцас Лапенас учился в седьмом-восьмом классах, он на аэросанях ездил в школу и, сидя за рулем, часто думал о том, как бы приделать к ним крылья, чтобы хоть на несколько метров оторваться на них от земли. Тогда и появилась у него мечта построить настоящий самолет и самому подняться в небо.

Осенью 1965 г. он начал рисовать первые эскизы будущего самолета, а осенью 1967 г. самолет ЛАВ-1 был почти готов. Не хватало только капота двигателя, нескольких крышек на лючках и законцовок крыла. В. Лапенас решил, что испытания можно проводить и без этих деталей. Но, чтобы проводить испытания, надо было уметь летать, а Винцас даже настоящего самолета с небольшого расстояния еще ни разу не видел.

И юный авиаконструктор обратился в рижский аэроклуб, но там научить школьника летать, или хотя бы «покатать» на самолете Як-12, отказались. И Винцас решил учиться летать самостоятельно. Случайно в руки к нему попала небольшая книжка «По дорогам облаков», где были изложены основы аэродинамики, описаны конструкции планеров и техника их пилотирования. Изучив эту книгу, В. Лапенас приступил к испытаниям самолета.