Планер МАК-15 и его модификации

Авиаконструктор и профессиональный пилот М. А. Кузаков — автор ряда планеров оригинальной компоновочной схемы, которую он разрабатывал с 1935 г. в Черногорске Хакасской автономной области.

В конструкциях своих планеров изобретатель отказался от фюзеляжа, который он считал пассивным элементом. Именно такую компоновочную схему (с несущим фюзеляжем) имел планер МАК-15 и его модификации. На эту схему в 1948 г. М. А. Кузакову было выдано авторское свидетельство на изобретение.

В 1951 г. в МАИ при кафедре конструкции и проектирования самолетов М. И. Кузаков организовал студенческое конструкторское бюро для оформления эскизного проекта планера МАК-15 под девизом «Голубь Мира». В марте того же года техком при планерной секции ЦК ДОСААФ рассмотрел и одобрил проект. В конце 1951 г. были получены результаты аэродинамических продувок, подтвердившие правильность расчетов. Аэродинамические исследования модели планера в трубе МАИ дали ценный материал для рабочего проектирования и позволили объективно оценить в целом схему планера.

В частности, продувки показали хорошее соответствие поляры целям учебного планера. Значение с= 1,49 практически сохранялось до углов атаки 24°. Продольная устойчивость сохранялась до больших углов атаки (до 30). Этому способствовало горизонтальное оперение, имевшее интегральную связь с центропланом.

При этом для оперения на больших углах атаки центроплан со своей вихревой системой играл как бы роль предкрылка. Фотографирование модели с наклеенными ворсинками дало ясную картину характера срывов. На фотографии было видно, что вихри зарождаются на центроплане, а срывы на конце крыла появляются лишь на углах 18-20″. Для улучшения противоштопорных свойств было решено поставить на планере щелевые элероны.